Инженерный чемпионат Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) проходил в Екатеринбурге. Командные соревнования проводились по трем трекам: "Самолетостроение", "Двигателестроение", "БРЭО и система управления БПЛА". В каждом из треков участники решали кейсы, разрабатывали проекты, защищали свои решения перед экспертами УЗГА. В этом году призовой фонд составил 1 050 000 ₽.
Чемпионат проводился в несколько этапов. Первоначальный этап проходил в дистанционном формате и заключался в тестировании, включавшем 30 вопросов по тематике выбранного трека. По итогам тестирования в заключительный (очный) этап трека "Самолетостроение" прошло 7 команд. Самарский университет им. Королёва представили 2 команды: "Авиатор" и "Мечта". В каждой – по пять студентов, обучающихся по специальности "Самолето- и вертолетостроение".
Состав команды "Авиатор": Александр Дру, Андрей Круглов, Григорий Комчихин, Никита Кулешов (гр. 1401), Александр Крохичев (гр. 1302).
Состав команды "Мечта": Владислав Алешков (гр. 1401), Вадим Ряписов, Илья Кокшин, Даниил Дюжий, Максим Криволапов (гр. 1403).
Команды Самарского университета сопровождали доцент кафедры эксплуатации авиационной техники Александр Стройкин и старший преподаватель кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА) Константин Шилимов. В качестве наставников команд также выступили инженеры УЗГА, которые на протяжении 3 дней консультировали участников соревнования.
В треке "Самолетостроение" необходимо было разработать 19-местный самолет для региональных воздушных авиалиний по требованиям НЛГ 23. Можно отметить, что поставленная задача является актуальной для отечественного авиастроения. В настоящее время Российская Федерация и Республика Беларусь ведут совместные работы по разработке легкого многоцелевого самолета под названием "Освей". "Освей" призван заменить на региональных авиалиниях чешский самолет L-410, который до 2022 года собирали на УЗГА по лицензии чешского производителя Aircraft Industries.
"В качестве основных прототипов для проекта команды "Авиатор" были выбраны самолеты L-410 и Cessna 408. На основе анализа проектной ситуации, изучения прототипов сформированы тактико-технические требования к проектируемому самолету. Нами принята следующая схема самолета – подкосный моноплан с верхним расположением крыла и однокилевым оперением. В качестве силовой установки выбраны два турбовинтовых двигателя ВК-800С. Шасси убирающееся трехопорное с передней опорой. Подобраны колеса с пневматиками низкого давления, допускающими эксплуатацию с грунтовых взлетно-посадочных полос. Определена взлетная масса самолета первого приближения и составлена весовая сводка. Проведена объемно-весовая и конструктивно-силовая компоновки", – рассказал капитан команды Никита Кулешов.
"Для детальной конструктивной проработки был выбран кронштейн навески элерона, нагруженный сосредоточенной силой. Для расчета кронштейна использовалось высокоточное математическое моделирование: проведена топологическая (структурная) оптимизация и выполнен поверочный расчет детали в CAE-системе с использованием метода конечных элементов. Подобную задачу по проектированию детали мы сейчас выполняем в рамках учебного процесса на 4 курсе", – поделился Андрей Круглов.
"На основе принятых решений в программе "Компас" разработана геометрическая модель теоретической поверхности самолета и компоновочный чертеж. Также в первом приближении мы рассмотрели вопросы технологии производства (перечень используемых материалов, методы сборки) и рассчитали экономические показатели. Таким образом, нашей командой был сформирован облик самолета и определены его основные параметры и характеристики", – прокомментировал проект Александр Дру.
"Подобная методика проектирования самолета согласно учебному плану специальности "Самолето- и вертолетостроение" рассматривается на 5 курсе в рамках курсового проектирования. Здесь же на выполнение "курсового проекта" давались сжатые сроки – всего 3 дня (72 часа). Данный факт, конечно, усложнил работу команд нашего университета, которые были представлены студентами 3-4 курсов и пока не выполняли подобные проекты. Тем не менее, благодаря имеющемуся багажу знаний, слаженной командной работе, мотивации и умению самостоятельно изучать литературу, анализировать информацию наши ребята показали достойный результат! Команда "Авиатор" заняла призовое 2 место, уступив всего 2 балла победителям, – команде "Новосибирского государственного технического университета". Молодцы! Жюри, которое состояло из конструкторов и технологов УЗГА, отметило высокий уровень выполненного проекта. Считаю, что участие в подобном мероприятии позволило студентам расширить свои знания в области проектирования авиационной техники и станет толчком для их дальнейшего развития", – отметил старший преподаватель кафедры КиПЛА Константин Шилимов.
Проект 19-местного самолета для региональных авиалиний, разработанный командной “Авиатор “
В свободное от выполнения задания время участники Инженерного чемпионата прослушали выступления опытных экспертов на темы "Карьера в эпоху быстрых изменений", "Эмоциональный интеллект в карьере", "Подготовка и практика защиты важных проектов на сцене" и познакомились с городом Екатеринбург. Также студенты посетили экскурсию на площадке в Арамиле (дивизион "Самолеты"), где познакомились со сборочным производством самолетов и производством некоторых компонентов. В частности, сейчас там ведутся работы по опытному образцу 9-местного самолета ЛМС-901 "Байкал", который призван заменить в эксплуатации самолеты Ан-2.
Стоит отметить масштаб и хорошую организацию мероприятия. Работа над заданиями проводилась в аудиториях общественного центра нового кампуса Уральского федерального университета (УрФУ) в Новокольцовском микрорайоне.
Студенты выражают благодарность УЗГА, УрФУ за возможность принять участие в таком масштабном мероприятии и за радушный прием в Екатеринбурге! По словам организаторов, "Инженерный чемпионат" планируют проводить ежегодно.
Поздравляем наших ребят с успешным выступлением и желаем им дальнейших профессиональных успехов!
Текст: старший преподаватель кафедры КиПЛА Шилимов К.Г. и команда "Авиатор".
Фотографии предоставлены организаторами мероприятия. Фото проекта команды "Авиатор" - 7TIMES.